Программа воспитания младшая группа

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка............................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ

1.

ЦЕЛЕВЫЕ

ОРИЕНТИРЫ

И

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Особенности воспитательного процесса в МБДОУ Джидинский детский сад ........................ 5
1.2. Цель программы воспитания ......................................................................................... 6
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитани я................. 8
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ
1.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ ................ 11
1.2. Особенности реализации воспитательного процесса в ДОУ .................................................. 11
1.3. Направления реализации программы воспитания ................................................................... 12
1.4. Основные направления самоанализа воспитательной работы ................................................ 15
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

1.1. Общие требования к условиям реализации программы воспитания ДОУ ................ 17
1.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы.............................. 17
1.3. Материально-техническое обеспечение реализации программы .............................. 18
1.4. Календарный план воспитательной работы ................................................................ 19

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ Джидинский детский сад (далее
- ООПДО).
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020года№304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» При составлении Программы воспитания
использованы «Примерная программа воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена в Реестр примерных основных
общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до2025 года».
Программа воспитания направлена на решение вопросов гармоничного социально-коммуникативного развития детей дошкольного
возраста.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования (далее–ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка(1.6. п.6ФГОСДО).
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОСДО: ребенок обладает установкой
положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями
о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными
представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6.ФГОСДО).
В программе описана система возможных форм и методов работы с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя три основных раздела:
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы воспитания;
Раздел 2. Содержание программы воспитания ДОУ;
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания.
Программа воспитания содержит вариативные модули:
 Модуль 1 - «Основы здорового образа жизни»

 Модуль 2 - «Экологическое воспитание»
 Модуль 3 - «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»
3

 Модуль 4 - «Патриотическое воспитание»
 Модуль 5 - «Конкурсное движение»
 Модуль 6 – «Музейная педагогика»

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1.

Особенности воспитательного процесса в ДОУ

Образовательный процесс в МБДОУ Джидинский детский сад осуществляется в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители
воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
К особенностям социокультурной ситуации семей, чьи дети посещают ДОУ, можно отнести преобладание потребительской позиции,
сниженный уровень интереса к жизни детей в детском саду, противоречивость поведения, образцов поведения и отношения к окружающему
миру, к другим людям.
Основной целью педагогической работы является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
Позитивная социализация ребенка(предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов
деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, ,государства происходит в
процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми и направлено на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в
изменяющемся мире;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития;
4

содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным
участником
(субъектом)воспитательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов отношений – как детей, так и
взрослых – в реализации программы воспитания;
партнерство ДОУ с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных
ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом воспитательной программы. Сотрудники ДОУ
должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа
предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей, как в содержательном, так и в организационном планах.
сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут
внести вклад в развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются ключевые мероприятия МБДОУ Джидинский детский сад мероприятия
«Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей под руководством воспитателя через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и большинства, используемых для воспитания других совместных
дел педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование, совместное проведение и создание творческого продукта
(коллективного или индивидуального каждого участника);
в проведении мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать
коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле;
педагогические работники ДОУ ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на
установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть,
заниматься интересным делом в паре, небольшой группе;
ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для
ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития
ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных направлений работы, так как цель этой работы - сохранение
приоритета семейного воспитания, привлечение семей к участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские
собрания, консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки,
тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.

5

1.2.

Цель и задачи программы воспитания

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель воспитания в ДОУ – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
− в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в
усвоении ими социально значимых знаний);
− в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
− в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на
практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и
социализации детей дошкольного возраста.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников.
В воспитании детей младшего дошкольного возраста
Обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в
исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:

Развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;

Сформировать коммуникативную и социальную компетентности;

Развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с разными видами и жанрами искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

Содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;

– сформировать стремление быть причастным к труду взрослых (помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега,
ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в
различных видах деятельности ,в том числе творческой;

сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
В воспитании детей старшего дошкольного возраста:
1.

Обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуально-познавательных способностей, социально-нравственных,

6

эстетических, физических качеств.
Задачи:

Обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;

поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности,
становление детского сообщества;

воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формирование основ патриотизма;

углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение следовать им в различных ситуациях; содействовать
становлению ценностей здорового образа жизни;

сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы;

развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в
многообразии его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных произведений и музыки; интерес к родному языку,
к языкам других народов;

поощрять проявления морально-волевых качеств.
2.
Организация работы с семьями воспитанников, их родителями или законными представителями направлена на совместное решение
вопросов личностного развития детей.
Задачи:

Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.

Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие:

сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;

взаимодействие-способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции
(чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и
педагогов, что станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.

1.3.

Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и
становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания представлены в виде двух описательных моделей
–«Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
Планируемые результаты воспитания детей в раннем возрасте (к 3 годам)
7

В процессе воспитания к окончанию раннего возраста (к трем годам) предполагается достижение следующих результатов, основанных
на целевых ориентирах:
Портрет Гражданина России
1.Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и
преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия
традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения к традиционным религиям России.
Уважающий прошлое родной страны и устремлённый в будущее.
2. Гражданская позиция и правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной
жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах.
Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и свободы других людей на основе развитого
правосознания.
3.Социальная направленность и зрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке
4.Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий
мир, самореализующийся в профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5.Экономическая активность.
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой
экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых ролей,
мотивированный к инновационной деятельности.
6. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми –
представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья
7.Здоровьеибезопасность. Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий
природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои
потребности.
Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к семи годам) предполагается достижение следующих результатов,
основаны на целевых ориентирах:
1.Патриотизм
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и
8

преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине.
2.Гражданскаяпозицияи правосознание
Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных
целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных
объединениях, волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость,
права и свободы других людей на основе развитого правосознания.
3.Социальнаянаправленностьизрелость
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и
Достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в общественной сфере, нетерпимость к проявлениям
непрофессионализма в трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой человеческой личности, сочувствие и деятельное
сострадание к другим людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь, использующий для разрешения проблем и
достижения целей средства саморегуляции, самоорганизации рефлексии.
4.Интеллектуальная самостоятельность
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, самореализующийся в
профессиональной и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и взаимодействие на основе правил
сетевой культуры и сетевой этики, управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий «здоровый» цифровой след.
6.Экономическаяактивность Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно достигающий поставленных жизненных
целей за счёт высокой экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в условиях многообразия социально-трудовых
ролей, мотивированный к инновационной деятельности.
7. Коммуникация и сотрудничество Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми –
представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья(в том числе в составе команды); уверенно
выражающий свои мысли различными способами на русском и родном языке.
8.Здоровьеибезопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически
целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и сетевой), воспринимающий
природу как ценность, обладающий чувством меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам, ограничивающий свои
потребности.
9.Мобильностьиустойчивость
Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к
изменениям, проявляющий социальную, профессиональную и образовательную мобильность, в том числе в форме непрерывного
самообразования и самосовершенствования.

9

РАЗДЕЛ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ДОУ

1.1

Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей в ДОУ

Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», «…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой,
национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов,
способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого
человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
−социально-коммуникативное развитие;
−познавательное развитие;
−речевое развитие;
−художественно-эстетическое развитие;
−физическое развитие.

1.2









Виды, формы и содержание деятельности

Виды деятельности:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

10


музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах)

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Формы организации деятельности









игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие;
тематический модуль, коллекционирование,
чтение, беседа/разговор, ситуации,
конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки.
мастерская, клубный час,
праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ,
каждое из которых представлено в соответствующем модуле.

1.3

Направления реализации программы воспитания
МОДУЛЬ 1

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической
культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической
культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для
физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями
11

и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
МОДУЛЬ 2
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Экологическое воспитание дошкольников – одно из приоритетных направлений воспитания. Это непрерывный процесс воспитания
и развития детей, направленный не только на расширение знаний в данной области, но и формирование культуры поведения в природе,
которая проявляется в положительном отношении к своему здоровью, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к
соблюдению норм и правил поведения по отношению к ней. В связи с этим на базе нашего детского сада будет реализовываться
образовательный проект«Экологическое воспитание».
Проект даёт возможность формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе, природным явлениям.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на её восприятии, эмоциональном отношении к ней, знакомстве и знаниях
особенностей жизни отдельных живых существ. Дети узнают новую информацию о живой и неживой природе, её представителях,
знакомятся с народными приметами, литературными произведениями, через которые познают красоту окружающего мира, выполняют
различные трудовые поручения что даёт возможность понять меру собственной ответственности за сохранение и улучшение жизни растений
и животных, необходимость бережного отношения ко всему живому, пониманию что человек – часть природы.
Деятельность дошкольников, в контексте проекта, это путешествия в природу, главным содержанием которых является знакомство с
живой природой родного края, с местными обычаями, содействие по просвещению и экологическому воспитанию, по охране природы
родного края, города, сада.
Методическая составляющая базируется на основе парциальной программы
«Юный эколог» С. Н. Николаевой. Данная программа ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой
природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями, животными, вокруг которых воспитатель
организует различную деятельность. Процесс осознанно-правильного отношения к природе сопровождается различными видами детской
деятельности (игровой, подвижной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной).
Экологическое воспитание - несомненно важная часть развития детей дошкольного возраста. Эту сложную задачу невозможно
решить без совместных усилий и продуктивного сотрудничества взрослых–воспитателей и родителей. Объединяя обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс, непосредственно участвуя в этом процессе, родители сами стараются быть образцом духовнонравственных и социокультурных ценностей для своих детей.
МОДУЛЬ 3
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

12

Воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и
творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного
выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественноэстетическая.

-

МОДУЛЬ 4
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том
числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального,
художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

-

13

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным
высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие музейной и театральной педагогики;
поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий,
направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных
фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и
отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

-

МОДУЛЬ 5
«КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении. Конкурсы могут быть организованны для
педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы–выставки поделок,
рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик.
Также конкурсы могут быть как очными, так и заочными.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический
коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы
стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:

Установление партнёрских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности;

Добровольное участие детей в конкурсах;

Поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательных задач: конкурсы детского творчества, смотры-конкурсы,
фестивали, разработка и защита проектов, соревнования.

Модуль 6. «Музейная педагогика»
14

Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка.
Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное
19 отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовнонравственный потенциал дошкольника и способствует
освоению социальнозначимых представлений об окружающем мире.
Кроме того, посредством создания различных музеев формируются конкретные знания детей о свойствах и отношениях предметов и
объектов окружающего мира.
Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его
возрастных и индивидуальных особенностей.
Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.
Задачи: 1. Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира.
2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках
России.
3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье,
своей Родине.
В соответствии с целью и задачами, в ДОУ создан комплекс минимузеев:
- в младшей разновозрастной группе: «Мои игрушки-погремушки», «Домашние животные», «Музей сказки», «Народная игрушка»;
- в старшей разновозрастной группе: «Русская изба», «Музей родной природы», «Город мастеров», «Музей хлеба», «Чудо-роспись»,
«Музей камня», «Чудеса нашего края».
К знаменательным датам и календарным праздникам создаются временные музейные экспозиции: - «День Победы», «Человек и
космос», «Музей Деда Мороза» и др.
В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и быт:
- объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.); картины,
предметные картинки, фотографии, предметносхематические модели;
- предметы декоративно-прикладного искусства;
- детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной культуры (народные
песни, сказки и др.);
- игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).
Предметы и пособия в мини-музеях - это носители культурноисторического опыта, способствующие формированию целостной
картины мира у дошкольников. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического
сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности.
Развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняется и обновляется в соответствии с изучаемыми темами. Виды
совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной
литературы и фольклора, художественно-эстетическая.

15

1.4

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в МБДОУ Джидинский детский сад воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в ДОУ являются:
1.
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, таки к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;

принцип приоритет анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;

принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на
понимание того, что личностное развитие детей–это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими
социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в ДОУ и воспитательного
процесса являются:
1.
Результаты воспитания, социализации саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями с последующим
обсуждением его результатов на заседании педагогического совета
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного
развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние организуемой в ДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется
данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заведующими, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
16


Качеством проводимых мероприятий ДОУ;

Качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;

Качеством проводимых экскурсий, походов;

Качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

РАЗДЕЛ 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий ее
реализации, включающих:
−обеспечение воспитывающей личностноразвивающей предметно-пространственной среды;
− оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей (законных представителей) по вопросам
воспитания;
−создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания, обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения и воспитания;
−наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы
воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста,
−в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
−неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
−конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка;
−создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие детей, их семей, и педагогических работников;
−системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
17

3.2. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
1.
Федеральный закон от 31июля 2020г. №304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки
№1155от17.10.2013г, (ФГОСДО).
3.3. Материально-техническое обеспечение реализации Программы воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса соответствует Требованиям к материально-техническому и учебнометодическому обеспечению программы воспитания. Технические средства обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной
воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствами содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику
ДОУ, специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и соответствуют установленным государственным
санитарно-эпидемиологическим правилами гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ – обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного
возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:

Наличие материалов, оборудования инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их
игровых и трудовых навыков;

Учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках
реализации Программы воспитания:

игр);







Подбор художественной литературы;
Подбор видео и аудиоматериалов;
подбор
наглядно-демонстрационного
материала
(картины,
плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
наличие демонстрационных
технических средств
(экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических



подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности(самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно-пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с
18

возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы ДОУ на текущий учебный год.

3.4.
Сроки

Модуль «Трудовое
воспитание и
ранняя
профориентация»
Сентяб Почему родители
рь
ходят на работу?

Октяб
рь

Помоги накрыть на
стол.

Модуль
«Патриотическ
ое воспитание»

Календарный план воспитательной работы

Модуль
«Конкурсное
движение»

Модуль «Экологическое
воспитание»

Модуль «Основы здорового
образа жизни»

Модуль «Музейная
педагогика»

Беседа «Личная гигиена»
Беседа «Режим
дня», «Вредные привычки»
Чтение художественной
литературы Г.Зайцев«Дружи
с водой», К.Чуковский
«Мойдодыр»,А.Барто«Девочк
а чумазая»,З.
Бяльковская «Юля–
чистюля»,З.Александрова
«Купание»,
потешки«Водичкаводичка»,«Расти коса до
пояса»
Сюжетно-ролевая игра
«Аптека»

Разработка методического
обеспечения и пополнение
материально-технического
обеспечения мини-музеев.

Тематическая
беседа «День
знаний»
Виртуальная
экскурсия «С
чего начинается
Родина?»
Развлечение
«Семья –дороже
всего»

Фото-конкурс
«Как я провел
лето»

Экскурсия«Деревья
осенью»
Сезонные выставки
творческих работ «Что
нам осень принесла?»,
«Урожай у нас хорош.

Виртуальная
экскурсия в
краеведческий
музей
«Памятники и
Достопримечате
льности родного
села»
Оформление
фотовыставки
«Мои бабушка и
дедушка»

Конкурс детского
творчеств
«Осенняя
фантазия»

Изготовление подарков
из природных материалов
к празднику «День
пожилого человека»
Дидактические игры:
«Чем я могу
помочь…»,«Что было бы,
если бы»,«Хорошоплохо»

Экскурсии по минимузеям
ДОУ: ознакомление и игры
с экспонатами.

19

Ноябр
ь

Чудесный мешочек
«Кому что нужно
для работы»

Декаб
рь

Экскурсия на
маслозавод

к
Международном
у Дню пожилого
человека
Фестиваль
творчества
«Сила России –
в единстве
народов»
(декламация,
вокал,
хореография,
рисунки)
«Моя Родина –
Россия»
Оформление
экспозиции
рисунков и
фотографий
Праздник
«Сердце матери
лучше солнца
греет»
«Как жили наши
предки»
Народные игры,
фольклор.
Новогодний
утренник

Конкурс чтецов
«В единстве наша
сила»

Беседа «Братья наши
меньшие»,
Театрализованное
представление «Как
муравьишка домой
спешил»

Игровая ситуация
«Однажды на улице»

Экскурсии в музеи своего
города (поселка).
Посещение региональных
выставок прикладного
творчества.

Конкурс на
лучшую
новогоднюю
игрушку
«Мастерская Деда
Мороза»

Изготовление кормушки
для птиц

Дидактическая игра
«Если кто-то заболел»
Чтение художественной
литературы: К.Чуковский
«Доктор
Айболит»,Е.Шкловский«Как
лечили
мишку»,Т.Волгина«Два
друга»

Фестиваль «Музеи России»
(виртуальные экскурсии по
музеям российских
городов). Создание
музейной экспозиции
«Музей Деда Мороза»

Чтение экологических
сказок о воде: История
одной Капли (грустная
сказка о воде), Как Тучка
была в пустыне (сказка о
месте, где нет воды),
Сила Дождя и
Дружбы (сказка о
живительной силе воды),
История Маленького
Лягушонка (добрая сказка
о круговороте воды в

20

Январ
ь

Февра
ль

Март

«Покажем малышам
как ухаживать за
растениями»

«Есть такая
профессия – Родину
защищать»

«Профессии моей
семьи»
«Стихи о

Фото выставка о
проведении
новогодних
праздников.
«День знаний о
промыслах
России»
Оформление
выставки
«Мастера земли
родной»
«Мир вокруг
нас»
Беседа о разных
странах и их
жителях.
Дидактические
игры: «Кто-в
какой стране
живет»,
«Иностранец».
Праздник
«Наша Армия
родная» стихи,
песни,
фотографии
Праздник
«Мамочка
любимая»

Конкурс детского
творчества
«ВдохновениеЗима»

Конкурс детских
рисунков
«Папа может
всѐ!»

природе), Все живое
нуждается в
воде (Экологическая
сказка), Сказка о воде,
самом чудесном чуде на
Земле (Экологическая
сказка).
Акция «Покорми птиц»
Экспериментирование со
снегом и льдом
Чтение сказок: История
одной
Елочки (Экологическая
сказка), Сказка о
маленьком
кедре (Экологическая
сказка).
Чтение художественной
литературы: Е.И.
Чарушин «Никита
охотник», Почему у
земли платье зеленое А.
Лопатина, Кто землю
украшает А. Лопатина,
Могучая травинка М.
Скребцова
Проект «Огород на

Игровая ситуация «Один
дома»

Праздник «Фольклорные
посиделки» на основе
регионального содержания.

Чтение художественной
литературы: русская народная
сказка«Волк и семеро
козлят», А.Толстой
«Буратино», С.Маршак
«Сказка о глупом мышонке»,
К. Чуковский «Котаусии
Мауси»
Просмотр мультфильмов
Смотр-конкурс на лучший
Смешарики «Азбука
уголок краеведения «Край,
здоровья» серия «Правильное в котором я живу».
питание»

подоконнике»

Конкурс «Красота
мира»

Тематическое занятие
«День Земли» Беседа
«Как беречь природу?»

Игровая ситуация«Если
возник пожар?»
Инсценировка произведения

Конкурс на лучшего
экскурсовода среди детей
группы и детского сада «Я
21

профессиях»

Апрел
ь

Май

«Калейдоскоп
профессий»
Навигатум

Тематическое
занятие «День
труда»
Чтение
художественной
литературы:
С.Михалков «А что
увас?», Джанни
Родари «Чем пахнут
ремесла?»,
Э.Успенский
«25Профессий
Маши Филипенко»

Изготовление
альбома Стихи,
песни
Праздник 8
Марта
«Люби и знай
родной свой
край»
Конкурс
знатоков
родного края
«День
космонавтики»
Презентация
«Космическое
пространство»
Ю. Гагарина
Конкурс
проектов
«Природные
богатства
России»
Праздник
«День Победы»
«Их подвигам
гордятся внуки»
«Панорамы
боевых
действий» моделирование
«Бессмертный
полк»
«Люди,
прославившие
Россию»

С.Маршака «Кошкин дом»

покажу тебе музей».

Конкурс детского
творчества
«КосмоSTAR»

Цикл наблюдений за
цветущими растениями
на территории детского
сада.

День Здоровья

Встречи со знаменитыми
земляками, артистами,
работниками библиотеки в
«Музейной гостиной».

«Май.Весна.
Победа»
Конкурс чтецов.

Экологооздоровительный
праздник.

Викторина
«Правила дорожные детям
знать положено»
Чтение художественной
литературыГ.Георгиев«Свето
фор»,А.Северный«Светофор»
,О.Тарутин«Переход»,С.Миха
лков «Дядя Степа
милиционер»

Создание музейной
экспозиции в группах
«День Победы».

22

Июнь

,В.,
И.К.Чуковский«Айб
олит»,«Федорино
горе»,«Двенадцать
месяцев»,Ю.Тувим«
Всѐ для всех»
Чтение
художественной
литературы
Маяковский «Кем
Быть?»

Развлечение:
«День защиты
Детей»
Спортивное
развлечение
«День России»

Конкурс рисунков
на асфальте
«Разноцветные
ладошки»

Участие в проекте
«Эколята-дошколята»

Спортивный праздник
«Здравствуй, лето!»
Беседа «Как вести себя на
природе?»

Создание композиции
«Здравствуй лето»

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89149884570

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».